О новых проектах детских садов и школ

14 января 2013 года, Электронное периодическое издание «MK.ru»

Нынче в воспитательно-образовательной сфере России изменения идут сплошным косяком. И не только в отношении содержания, но и по форме. На днях дизайнеры, застройщики объектов социальной инфраструктуры и высокопоставленные чиновники Москвы решали: каким должен быть облик детских садов и школ «новой эпохи»? И что мешает архитектурным новинкам прийти в образование?

— Сегодня школы и сады строятся по старым проектам, но жители городов устали от серости, поэтому изменение облика социальной инфраструктуры неизбежно, — считает директор направления «Социальные проекты» Агентства стратегических инициатив Владимир Яблонский. — Это мировая практика: всюду стараются придать таким зданиям детских учреждений яркий внешний и внутренний облик, сделать не классы, а единое пространство. И у нас тоже примеры тому уже есть. Так, в Тюмени стала известной на всю страну школа, которая была раскрашена снаружи, как книжная полка. Или старый 20-летний детсад в Среднеуральске — здание надстроили третьим этажом, полностью перестроили внутри.

Высокие подоконники не позволяют малышам выглянуть в окно

Агентство стратегических инициатив предложило дизайнерам приложить руку к детским садам и школам и присоединиться к разработке проектов учреждений социальной сферы, «отвечающих современным требованиям комфортности, дизайна, энергоэффективности и доступности, в том числе для граждан с ограниченными возможностями здоровья». Новый облик учреждений социальной сферы грядет под лозунгом «актуальность, эргономичность, комфорт».

По словам первого вице-премьера правительства Московской области Лидии Антоновой, в Подмосковье уже появляются проекты принципиально новых садов и школ:

— К примеру, школа №19 в Химках — это и школа, и социокультурный центр, дети там не только учатся, но также занимаются в кружках. И взрослые тоже приходят — они здесь осваивают современные массовые IT-технологии, проводят конференции и т.д. Поэтому новая школа должна иметь как классное пространство, так и большие пространства, которые можно использовать во внеучебное время. Школа №1 в Бронницах построена в виде замка с башнями — туда приезжает много детей из сельской местности. Они проводят в ней почти весь день, поэтому им должно быть особенно уютно и комфортно. А например, гимназия Одинцовского гуманитарного института расположена в оригинальном здании круглой формы.

На лестницах должны быть двойные перила — для детей и взрослых

Как говорит Антонова, показателен также частный детский сад «Замок детства» в Ленинском районе. Это необычный дворец с огромным количеством разных площадок. Чтобы посещать его могли и малообеспеченные граждане, область компенсирует родителям затраты на его посещение — 1800 рублей в месяц платят родители, а 20 000 рублей за них доплачивает государство.

Президент Союза архитекторов Андрей Боков высказывает и вовсе революционные мысли:

— Все, что мы сейчас строим для детей, — это проекты полувековой давности, и все это безнадежно и неадекватно! К примеру, нормативы участков под сады и школы не позволяют строить большие школы, с большими дворами, — а это необходимо! С нынешними устаревшими СанПинами и СНиПами сделать современные школы и сады с большими зданиями, с по-новому зонированным пространством просто невозможно! Те архитекторы, которые делают наши редкие современные учебные и дошкольные заведения, делают это на свой страх и риск — фактически с нарушениями, но иначе современную школу не сделать. Нас страшно тормозит 123-й Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» — мы не против пожарной безопасности, но, продолжая ее соблюдать, вполне реально строить совсем другие здания, а в нынешних рамках это невозможно! При этом читать все эти манифесты про «визуальное пространство» и т.д., чем часто грешат модные дизайнеры, просто тошно... Нам, архитекторам, в первую очередь нужен профессионализм.

Действительно, нынешние российские нормы не позволяют делать очень нужные и важные вещи. К примеру, на Дальнем Востоке была построена школа для работы с детьми с аутизмом и синдромом Дауна — и в ней была сделана своеобразная гостиница для родителей, которые могли бы приезжать и жить вместе с детьми. Но гостиничные номера пришлось переделать в классы, поскольку по нормам гостиница в образовательном учреждении невозможна…

Дизайнерские решения могут сделать помещение по-настоящему детским

Какие же проекты предлагают специалисты для новых школ и садиков?

Честно говоря, некоторые из иллюстрировавших мероприятие дизайнерских работ демонстрируют явный отрыв от реальной жизни: огромные помещения, которые рисует фантазия художников, больше свойственны моллам и торговым галереям, а детским садам такие не светят даже при самом лояльном законодательстве и отношении местных властей, выделяющих землю и деньги.

Но гигантизм и не всегда нужен. Как рассказали «МК» в компании «Крост», которая занимается проектированием детских садов и школ, начать можно с малого — и с учетом правильного дизайна даже старую типовую школу или сад можно сделать современными и удобными.

К примеру, сейчас все детские учреждения имеют массу стандартных взрослых элементов и решений, которые реально некомфортны для малышей. К примеру, высокие подоконники, подходя к которым, трудно заглянуть в окно, труднодоступные дверные ручки, ступеньки, неудобная сантехника, которая должна быть детской, а не типовой, и т.д. Но все это легко переделать.

Если пойти дальше, то в детских учреждениях могут появиться сдвижные стены, позволяющие менять геометрию и назначение помещений; трансформируемое сценическое пространство в музыкальном или актовом зале; стены, на которых можно рисовать без повреждения краски... Можно оснастить все полы нескользящим покрытием, установить специальные двойные перила на лестницах — под детский и взрослый рост и т.д. Массу стандартных технических решений вполне возможно сделать детскими.

В итоге запланировано объявить большой всероссийский конкурс среди дизайнеров на облик нового детского сада — только так удастся создать идеальное образовательное заведение. Будет сформирована судейская комиссия из членов министерств образования, культуры, здравоохранения, профессиональных архитекторов и с широким общественным обсуждением. В итоге ожидается даже принятие корректировок к законодательству и нормативным документам, которые бы позволили все предложенное на конкурс реализовать. Этот конкурс и новый подход к детским садам поддерживает и заместитель председателя Правительства РФ Ольга Голодец:

— Немногочисленные пока инновационные детские сады и школы успешны и комфортны. И если дизайнеры будут учитывать в своих проектах новые требования к образовательному процессу, требования к комфорту, потребность детей в движении и многое другое — новых современных садов и школ будет появляться все больше и удастся вовлечь частный бизнес в сферу услуг дошкольного образования и воспитания.