В отделке новых станций метро впервые применили стеклофибробетон

При отделке станций Большой кольцевой линии (БКЛ) метро «Авиамоторная» и «Лефортово» впервые в истории столичного метростроения для отделки применили инновационный материал – стеклофибробетон (СФБ). Все подробности узнали у заместителя генерального директора Концерна «КРОСТ» Андрея Сазонова.

Российские специалисты усовершенствовали технологию создания этого уникального материала — собственная лаборатория и проектно-технологический институт позволяют Концерну «КРОСТ» экспериментировать с составами бетонов и создавать уникальную «книгу рецептов» по изготовлению бетонных смесей.
 
Что такое стеклофибробетон и почему сейчас к нему так много внимания?

Стеклофибробетон сейчас востребован во всем мире. Знаковые объекты –павильон «Мост» в испанской Сарагосе от ZahaHadidArchitects, фасад Музея Фонда искусств TheBroad в Лос-Анджелесе по проекту DillerScofidio + Renfro, Национальный музей Катара в Дохе Жана Нувеля и павильон «Заповедное посольство» в парке «Зарядье

Напомню, что криволинейный фасад павильона в «Зарядье» формировался путем послойного напыления СФБ на металлокаркас. Этот метод вызвал неподдельный интерес специалистов во всем мире.

Также среди наших реализованных проектов – входная группа станции «Солнцево

Калининско-Солнцевской линии метро, беседки, лавочки и малые архитектурные формы в таких проектах как благоустройство Курчатовского института, набережная парка «Зарядье», парков и аллей на ВДНХ, в Лианозово и других общественных пространств Москвы.

 

Стеклофибробетон - это современный композитный легкий и сверхпрочный материал. Он состоит из минеральных кварцевых нитей, которые выполняют роль арматуры в бетонной матрице.

Нити принимают на себя внешние нагрузки, тем самым возрастают технические характеристики – прочность на изгиб и сжатие, ударная вязкость. Эти эксплуатационные характеристики делают область применения стеклофибробетона поистине безграничной.

Стеклофибробетон изобрели в конце XX века. В 1967 году в Строительном научно-исследовательском институте Великобритании была решена проблема совмещения стекловолокна с цементом, чья щелочная среда ведет себя агрессивно по отношению к стеклу. В результате добавления циркония в состав стекла оно стало устойчивым к воздействию щелочи. Это создало предпосылки для возникновения стеклофибробетона. В 1974-м панели из СФБ начали применять в США.

 

После павильона в «Зарядье» стеклофибробетон применили и на строящихся станциях метро «Лефортово» и «Авиамоторная» Большой кольцевой линии (БКЛ). Впервые в истории столичной подземки. Расскажите об этом.

- Фабрика «Фиброль» — резидент Технопарка «КРОСТ» — изготовила почти тысячу панелей из стеклофибробетона общей площадью свыше 2 тыс. кв. метров для облицовки колонн подземных вестибюлей этих станций, кассовых залов и отделки наземного вестибюля. Максимальная высота панели достигает 6 метров.

Панели имеют допуски, которые позволяют стыковать огромные изделия так, что швы практически не видны глазу. Гидрофобное и антивандальное покрытия помогают сохранить первозданный вид облицовочных панелей на долгие годы.

Эти панели «родились» на фрезерном роботизированном комплексе FANUC. На основе заданных 3D-моделей он позволяет изготавливать формы любой сложности. Комплексом управляет один человек.

Полученную с помощью робота-фрезировщика мастер-модель, максимальная ширина которой составляет 4 метра, используют для создания форм, по которым изготавливаются элементы из СФБ.

Например, на изготовление мастер-модели большого размера (один на два метра), по которой делается заготовка для отливки изделия, уходит максимум три часа. Формы могут быть из пенопласта, дерева или гипса. А вот для отливки панелей, которые потом использовались для отделки станции метро «Лефортово» и «Авиамоторная», делались формы из фанеры и стеклопластика.

Для нас участие в этом проекте, разработанном архитекторами  Метрогипротранса под руководством опытнейшего Николая Шумакова, — предмет особой гордости.

Считаю, что настало время стеклофибробетона. Архитектура столичного метро с годами претерпела серию метаморфоз – от типовой и бруталистской и до постмодернистской.

С приходом мэра Сергея Собянина в сфере развития метро возник запрос на авторскую архитектуру. С 2011 года в проектах новых станций стали появляться сложные формы. Так что стеклофибробетон отлично подходит для воплощения оригинальных замыслов архитекторов, проектных идей, апеллирующих к теме идентичности. Разумеется, есть камень, но это дорогое удовольствие, есть гипс, но это весьма хрупкий материал…
 

Планируется ли внедрять стеклофибробетон на других станциях метро?

- Метро во всем мире всегда было и будет демонстрационной площадкой самых амбициозных архитектурных концепций. Новые станции — яркое тому подтверждение. Архитекторы Метрогипротранса и бюро, которые регулярно участвуют в конкурсах на проекты московских станций, инициируемые Москомархитектурой и лично главным архитектором столицы Сергеем Кузнецовым, постоянно генерируют смелые идеи.

Мы, со своей стороны, всегда готовы предоставить им уникальную техническую базу, которой располагаем, а также задействовать потенциал своих инженеров и разработчиков в решении таких важных общегородских задач, как строительство метро

Стеклофибробетон — универсальный материал, его можно применять не только в отделке внутренних пространств, но и на фасадах. И уже сейчас в центре Москвы появляются такие объекты.

 

- Какие инновации применяет «КРОСТ» в жилищном секторе ?

- Один из главных трендов сегодня – проектирование и строительство зданий бионической формы. Архитектурная бионика рассказывает об эмоциональной связи человека и природы, ведь именно природа дарит нам вдохновение. Это восхищение перед гармоничными линиями и формами транслируют не только обтекаемые архитектурные объемы, но и сам материал, из которого они созданы. Бионические здания, спроектированные Антонио Гауди, Сантьяго Калатравой и Захой Хадид, прекрасны в том числе благодаря правильному выбору стройматериалов.

Из стеклофибробетона можно изготовить как декоративный элемент, украшенный сложным растительным орнаментом, так и цельную бионическую форму. При этом предельно быстро и качественно.

В качестве примера можно привести спроектированные и реализованные Концерном «КРОСТ» объекты жилого комлекса «Невский», где на фасадах и в интерьерах входных групп применены элементы из стеклофибробетона. Отмечу лифтовые холлы в корпусах «Голландского дома» на территории ЖК «Велтон Парк», украшенные декоративными элементами из СФБ.

Еще один объект сейчас в стадии строительства — трио небоскребов Wellton Towers в Хорошево-Мневниках, чей стилобат в бионическом стиле облицовывается элементами из стеклофибробетона.

Фасадное решение для Wellton Towers разработал наш проектно-технологический институт «А-Проект.К». Белоснежные фасадные панели из архитектурного бетона с глубоким рельефным рисунком создают иллюзию движения за счет светотени.

Облик фасада будет меняться в зависимости от угла падения солнечных лучшей и от ракурса. Общая площадь фасадов превысит 70 тыс. кв. метров (из них площадь облицовки рельефными панелями — 25 тыс. «квадратов»). Таким образом, это можно будет считать самой большой оптической иллюзией в мире.

Фабрика «Мажино» (резидент Технопарка «КРОСТ») разработала специальную технологию и рецептуру белого бетона именно для этого проекта — были сформулированы особые требования по таким параметрам, как прочность, долговечность и стойкость цвета. Всего изготовили 4600 белоснежных панелей из железобетона каждая весом 1350 кг при габаритах 1,5 на 3,3 метра и 1,6 на 3,3 метра. К монолитному основанию они крепятся с помощью кронштейнов из нержавеющей стали. Внутренний армокаркас уникального сооружения выполнен из нержавеющей стали.

Планируем разрабатывать и совершенствовать аналогичные решения. Мы чутко реагируем на самые свежие веяния в мировой архитектуре, благо наши технологические возможности это в полной мере позволяют.
5ae20007c5d7dfc4b7be38d74566288577f6ffe2.jpeg

053e19c11f419f40ef40e18a7857807812159972.jpeg

887c2d5571f13d272c66c0d384d63a5e33dc8aa8.jpeg

cf98b096f8e646e5bda32e4734fdbea2c4acefcb.jpeg

0672440795f9ac7e6f84b42290a790434122d77d.jpeg

a134a674a4a7de6727da939130644e96248f12e4.jpeg

d639634137f70577d394890d6b0e35d5f3063d7e.jpeg

Возврат к списку